МОБУ ООШ № 21 д.Новобалтурина
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 д.Новобалтурина
  • О школе

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 д.Новобалтурина

    МОБУ ООШ № 21 д.Новобалтурина

    Дата создания образовательной организации: 01.09.1902 год

    История школы

    Балтуринская школа отметила свой 100-летний юбилей в 2002 году. Несколько поколений связаны с жизнью школы. Самая первая в д. Одрино (ныне Старобалтурино) была построена в 1902 году. В строительстве участвовали взрослые и дети.По воспоминаниям старожилов с 1906 по 1913 год учительствовал Лыщенков Владимир Михайлович. 
    Об этом человеке слагались легенды, которые живы до сих пор. По легенде известно, что у него была семья. Но так сложилось – он полюбил другую женщину. И разрешить эту сложную задачу того времени он смог только ценою своей жизни, оставив завещание похоронить его на Лысой горе. Местные жители утверждают, что он застрелился в одной из комнат школы, когда ему было всего 35 лет. Жители села выполнили его просьбу и до сих пор хранят память о нём, передавая легенду из поколения в поколение. Его могилу навещают учащиеся школы, краеведы района и все те, кто хочет ближе узнать о живой легенде – первом учителе.
    Старобалтуринская школа – первая на Чунской земле, а Лыщенкова Владимира Михайловича вероятно считать надо первым учителем.
    Ракова Серафима Ивановна, Рукосуев Кузьма Гаврилова и его братья учились в Старобалтуринской школе у Лыщенкова В.М. В то время учили грамоте, счёту, письму, изучали закон Божий. По воспоминаниям бывших учеников учитель был строгим, иногда даже наказывал провинившихся.
    В 1920 году с. Одрино переименовали в Балтурино по названию горы, у которой оно расположено. Школа постепенно расширялась, приезжали молодые учителя, учеников становилось больше. Дети приезжали из Тахтомая, Ганькино, Челюгды. В 30-е годы в Старо-Балтуринской школе (она уже была семилетней) учились Цымбалов Михаил Иванович и Рукосуев Мирон Григорьевич (жители С-Балтурино).
    Они вспоминают, что директором был Иванов Афанасий Наумович. Вместе с ним в школе работали его дочь Ольга Афанасьевна и сын Василий Афанасьевич. Это были образованные интеллигентные люди из поляков. По воспоминаниям жителей деревни известно, что эти учителя не только учили детей, но и вели беседы со взрослыми. Рассказывали о других странах, о разнообразии животного и растительного мира. Их очень уважали дети и их родители.
    Михаил Иванович и Мирон Григорьевич помнят и учителей: Мазуренко Исаака Гавриловича, Дмитрия Ивановича Фёдорова, Павла Андреевича Леванова, Якова Михайловича Ленсу.
    До 1941 года школа размещалась в двух помещениях: во вновь построенном, где занимались шесть классов и в доме зажиточного хозяина, после его раскулачивания. У школы был заложен сад, где росли различные ягодные кустарники. 

    Сентябрь 1941 года. Школа работает, казалось бы, в обычном режиме. Но даже в этой глубине война наложила на жизнь свой тревожный отпечаток.
    В школу прибыли два выпускника Тулунского учительского института. Тимофей Михайлович Кузнецов приехал несколько раньше и был назначен директором школы. Умный, требовательный к себе и к своим коллегам. Коммунист не мог в такое время отсиживаться в тылу. Постоянно просился на фронт. Наконец, просьба его была удовлетворенна. Как только закончились экзамены за 1941-1942 учебный год, Тимофея Михайловича призвали в армию. С войны он не вернулся.
    Кузнецова Т.М. сменил на посту директора фронтовик, демобилизованный по ранению, Черныш Иван Егорович. Строгий, в то же время весёлый, общительный, с уважением относился к коллегам, к сельчанам. Он много знал и потому уроки истории, которые он вёл, всегда были очень интересными.
    В это время работали в школе Е.А, Титкина, В.Г. Каверзина, Е.Л. Голубченко, А.И. Солодовникова и другие.
    После десятого класса стал работать учителем Титов Владимир Иванович, но и он продержался в школе недолго. Уже в феврале 1942- го он ушёл воевать. Так война диктовала свои условия.
    Пожалуй, самое трудное время выпало на долю Щекиной Марии Фёдоровны, которая была директором два военных года. Ни учебников, ни тетрадей, ни чернил. Писали дети на старых газетах, книгах. Чернила готовили сами из свеклы, из сажи. Директор требовательная и добросердечная, как могла, заботилась об учителях и учащихся. В годы войны работали Алексей Петрович Ефимов, Евгений Георгиевич Янфенфа, Ольга Васильевна Кудеярова, с 1943 года – Яков Михайлович Ленсу.
    Дольше всех задержалась в Балтурино Ольга Ефимовна Степащенко (Титова О.Е.). После окончания Тулунского учительского института в 1941 году начала свою педагогическую деятельность в семилетней школе. В роли завуча, учителя русского языка и литературы, иностранного и ботаники. Вот такой разброс предметов у одного учителя. Потому вся жизнь проходила в школе. После уроков вместе с детьми работают в поле на сборе колосков, посадке и уборке картофеля, уборке хлеба и так далее.

    Отпусков в течение войны не было. Но выбирали время, чтобы подготовить концерты, спектакли. Надо было как-то скрасить тяжёлые безрадостные дни односельчан. И везде была инициатором, и организатором Ольга Ефимовна. Её ученик В. Пастухов вспоминает: «Сейчас я заново перелистываю страницы тех лет и диву даюсь. Как можно было так работать и всюду успевать. Где словом, где песней, где игрой на балалайке воодушевляла Ольга Ефимовна людей, вселяла в них жажду выстоять. Она всегда находила весёлые игры, была организатором художественной самодеятельности, концертов. Мы вместе с ней работали на субботниках и воскресниках. Она умела отвлечь нас от тех дум, которые принесла война.
    С особой теплотой и лаской молодая учительница относилась к своим ученикам. А как читала стихи! – заслушаешься. У неё был какой-то дар, талант педагога. Она умела находить в каждом ученике его сильные и слабые стороны, вовремя поправить, подсказать. Говорила доходчиво, просто, красиво».
    В 1945 году Ольга Ефимовна стала директором школы. Пришло и личное счастье. Она вышла замуж за вернувшегося с фронта Титова Петра Ивановича.
    Пётр Иванович Титов – фронтовик, прошел всю войну, награждён орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» и другие.
    Вернувшись из армии, поступает в Тулунский учительский институт, приступает к работе в школе, ведёт историю, географию, русский язык. По окончанию института с отличием, Пётр Иванович в 1949 сменил Ольгу Ефимовну на посту директора. В течение 15 лет он руководит коллективом. Умный, талантливый (по словам краеведов один из потомков С. Есенина), эрудированный. К нему можно было обратиться по любому вопросу и получить толковый ответ. С большим уважением к нему относились ученики и их родители.
    С 1972 года, когда пустили в эксплуатацию восьмилетку в Новобалтурино, учащиеся среднего звена стали учится в Новобалтурино, а учащиеся начальных классов д.Старобалтурино учились во второй школе до 1974 года. Осенью 1974 года школа сгорела. С этого времени учащиеся 1 – 8 классов их деревень Старобплтурино, Новобалтурино, Тахтамай, Новочунка стали заниматься в Новобалтуринской восьмилетней школе.
    С 1979 года (осенью) пустили в эксплуатацию пристрой, который начали строить в 1976 году, это позволило открыть в поселке среднюю школу.

    В летопись школы вошли многие руководители. Каждый из них внёс свой посильный вклад в дело образования.
    Пять лет работала директором Гавриш Клавдия Семёновна. Она первая смогла вывести учеников на экскурсию в Москву. Дети впервые увидели столицу, побывали в ресторане «Седьмое небо» в храме, на ВДНХ, на красной площади.
    При Галине Георгиевне Кожевниковой начала работать пришкольная мастерская, где дети не только учились столярному делу, но и под руководством Ковалёва А.А. изготавливали простую мебель для нужд школы и населения. Галина Георгиевна добилась регулярного подвоза и переправы через реку учащихся из других деревень.
    Василенко Виктор Алексеевич вместе с супругой Вилией Павловной(она была завучем) много усилий приложили для сплочения коллектива. Строго требовали но и старались оказать помощь каждому, заботились о быте учителей. Всего за два года был наведён порядок, уют, чистота, введена сменная обувь, устроена раздевалка, кладовая, хранилище для спортинвентаря, оборудован кабинет директора.
    На плечи Елены Ефимовны Куделевич, приехавшей по призыву на стройку БАМа, легла подготовка здания к открытию средней школы. Молодому директору неоднократно приходилось обивать пороги советских и партийных органов района с требованием о помощи в строительстве пристроя.
    Выезжая в соседние деревни на родительские собрания, посещая многодетные семьи, она впервые столкнулась с ужасными условиями, в которых жили её учащиеся, с безответственностью некоторых пьющих родителей, старалась найти выход, помочь детям.
    Молодой энергичный выпускник Иркутского университета Языков Анатолий Яковлевич проявил себя хорошим хозяйственником. Его заслугой является пополнение школы новой мебелью, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, оборудование физического и химического кабинетов. Заработал в школе радиоузел. Библиотека пополнилась литературой и периодической печатью. Большую заботу проявлял Анатолий Яковлевич об условиях жизни молодых учителей.
    Татьяна Михайловна Асанова старалась продолжать школьные традиции. Молодой коммунист она жила делами сельских комсомольцев и коммунистов, поддерживала их добрые начинания, участвовала в художественной самодеятельности, привлекала коллег и учащихся к активному участию в жизни села.
    Недолго проработал директором Валерий Михайлович Бурцев. Но его запомнили коллеги как серьёзного, требовательного. При нём значительно повысился уровень методической работы.
    18 лет руководил коллективом Юрий Николаевич Кулаков с 1985 по 2003 год. Юрий Николаевич преподавал физику и математику. Вместе с ним работала учителем Кулакова Надежда Николаевна его супруга. Юрий Николаевич работал в тесном контакте с дирекцией местного совхоза. Школа выращивала рассаду капусты для совхоза. Дети питались бесплатно, все овощи были со школьного участка.
    Была оборудована спортивная площадка. Юрий Николаевич – человек спокойный, прислушивался к тому, что делается в других школах и старался воплотить лучшее в своей школе.
    После Ю.Н. Кулакова назначена директором Тамара Николаевна Васильева.
    Как раз начались сложные перемены в образовании. Лицензирование, аккредитация требует от директора большой аккуратности, умения, ответственности и финансирования. А сколько труда и фантазии надо приложить, чтобы запоминающимися были проведены 100-летия существования школы, 30-летие получения статуса средней школы, а сколько заботы о подвозе детей из Старо- Балтурино и Тахтамая. На протяжении времени работы школы верными помощниками были: завучи Власюк Альбина Григорьевна, Ирина Александровна Глухова, организаторы внеклассной работы Любовь Борисовна Титова, Васько Антонина Анатольевна; Любовь Анатольевна Халепо – заместитель директора по хозяйственной работе. Без них, как без рук. Десять лет проработал водителем автобуса Сергей Владимирович Мешков ответственный, доброжелательный человек.
    Яркий след оставили супруги Глуховы. Владимир Евгеньевич физик. Создал почти на современном уровне кабинет физики. Вёл кружок, где постоянно с интересом работали ребята. Ирина Александровна – химик. Сергей Петрович Титов – учитель физической культуры. На его плечах забота о здоровье школьников, не только уроки, но и внеклассные занятия, подготовка к соревнованиям, к туристическим слётам.
    Работали в школе ветераны педагогического труда. Так Эльвира Павловна Брюханова отдала делу образования 40 лет, оставалась верной одной школе.

    Как и в давние советские времена, в пору существования пионерской и комсомольской организации жизнь в школе не замирает. Проводятся утренники и вечера для старшеклассников, встречи с выпускниками, походы и экскурсии.
    Чтят в школе учительские династии: Это Титовы – связь их со школой не прекращалась, начиная с сороковых годов. Общий стаж этой династии более 70-ти лет. Карповы – Раиса Алексеевна и дочь Галина Владимировна верны школе.
    Дочери Рукосуевой Ирины Михайловны продолжают путь мамы, работают в школе 23 и в детском саду в п. Чунский.


    Первые ученики.
    Ракова Серафима Ивановна. Выросла она в семье середняка. Её учителем был Лыщенков Владимир. Окончила она 3 класса. Став взрослой, Серафима Ивановна работала заведующей детских яслей (по воспомининаниям дочери Марии Коткиной).
    Рукосуев Кузьма Гаврилович – участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами – «Красной звезды», «Отечественной войны II степени», медалями «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга» и юбилейными медалями. Окончил 3 класса. Перед войной работал в артели охотпушнина. После войны был бакенщиком в трансе, продавцом. Пятеро его сыновей учились в Балтуринской школе. Среди первых учеников были Брюханов Гордей Иванович (принимал участие в похоронах первого учителя), Брюханов Егор Никифорович, Пастухов Николай Данилович, Рукосуев Яков Севастьянович, Рукосуев Куприян Никифорович, Пастухов Агафон Степанович.
    Цымбалов Михаил Иванович закончил 5 классов в 1941 году. В первом классе его учили Мазуренко Исаак Гаврилович. Директором был Иванов Афанасий Наумович. Во втором классе учитель Фёдоров Дмитрий Иванович водил нас в лес, на гору к могиле первого учителя.
    Михаил Иванович помнит учителя начальных классов Левашова Павла Андреевича. Иванова Ольга Александровна (дочь директора школы) учила его в 4 классе. Она была очень красивая, с длинной косой. Помнит Михаил Иванович и учителя биологии Ленсу Якова Михайловича.
    Во втором классе Михаил Иванович был ударником. В то время отличнику давали десять рублей, ударнику – пять.
    Вместе с ним учились: Рукосуев Владимир Ильич, Колесов Иван, Чертова Серафима Ивановна, Пастухов Пётр Иванович, Брюханов Николай Егорович, Рукосуев Афанасий Александрович, Пастухова Ольга и другие.
    После школы Михаил Иванович работал в колхозе «Путь Ленина». 30 лет трудился на комбайне.

    Рукосуев Мирон Григорьевич
    – ветеран ВОВ награждён орденами и медалями. Жил в д. Тахтамай, 4 и 5 класс окончил в Балтуринской школе. Учил их Фёдоров Дмитрий Иванович. С ним за одной партой сидела Селезнёва Нина. Его одноклассники – Рукосуева Анастасия, Брагина Пелагея Севастьяновна. После окончания снайперского училища в Кяхте ушёл на фронт в 1943 году. Участвовал в освобождении Чернобыля, Тернополя, Львова, Бреста, Гамеля, Варшавы. Не дошёл до Берлина 60 километров. Был ранен. Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденами «Красной звезды», «Славы II и III степеней»
    Школа гордится своими выпускниками, например, такими как Галина Рукосуева – актриса Иркутского кукольного театра, уже довольно успешный певец Михаил Коткин, известный не только в Чунском районе и Иркутской области, но и набирает очки в Москве.
    Совсем немного и давно учился в Балтуринской школе Николай Зиновьевич Рукосуев – поэт, писатель. Но он никогда не забывает о школе.
    Он много стихов посвятил учителям, селу, школе.
    Вот одно из них:
    В амбарнодеревянное село,
    Как Ломоносова в столицу,
    Сентябрьским утром привело
    Меня: поймать свою синицу.
    В Балтурино, за Лысою горой,
    У бабушки, я помню, как сейчас,
    Отец меня оставил на постой.
    Тогда-то моя юность началась.
    Она в меня вселилась с бытом,
    Расставшись с детством в миг.
    Я был весёлым и открытым,
    Активный в школе ученик.
    Я что-то в стенгазете рисовал
    Я неуверенно кружился в вальсе.
    Я неуверенно девчонку целовал
    В седьмом (вот так-то) классе.
    Бойцовские характеры парней…
    Девичьей колокольчиковый смех…
    Я стал за год серьёзней и умней.
    Прости меня, Господь, за этот грех.
    Паромопереправное село,
    Я жизни у тебя учился.
    В любви здесь тоже явно повезло
    Иначе никогда б я не женился.
    Или ещё:
    «Школе 100 лет»
    В школе праздничный наряд.
    В школе праздничный урок.
    Сколько сентябрей подряд
    Первый слышался звонок?

    Ровно сто осенних раз,
    Сто учебно-зимних лет
    Собиралась, как сейчас,
    Ребятишки с разных мест.

    Всех курносых изначально
    Свежепахнущим крыльцом
    Школа в Одрине встречала
    В тыща девятьсот втором.

    Был учитель из России
    Строгих правил, говорят.
    Все его превозносили;
    Вроде был он демократ,

    Честный, добрый и разумный,-
    Повторяем с чьих-то слов, -
    И детей любил безумно
    Он – Владимир Лыщенков.

    Но теперь уже сто лет
    Школе. Ну и слава Богу!
    Сто историй. Спору нет –
    Пройдена гигант – дорога.
    Было дурно и прекрасно
    В призме школьных новостей.
    Здесь свершилось не напрасно
    Сотни судеб у людей.

    Сколько было первоклашек,
    Сколько бантиков и кос,
    Сколько чубчиков, веснушек –
    Кто ответит на вопрос?

    Кто составит уравненье,
    Сосчитает до конца,
    Даст конкретное решенье?
    Подыщите молодца…

    Сколько было песен спето
    И стихов рассказано,
    Выпущено стенгазет,
    Теорем доказано?

    Сколько было турпоходов –
    Не забудьте посчитать –
    И в колхозных огородах
    Выкопано корнеплодов?

    Здесь, на берегу Чуны.
    У Балтуринских излучин,
    Все задачи решены
    И ответ уже получен.

    Каждый знает уравненье
    И на всё ответить рад.
    Нужно, братцы, без сомненья
    100 ХУ взять в квадрат.
    2001 г.
    Н.З. Рукосуев – ученик нашей школы

    В настоящее время в школе №21 большая часть коллектива состоит из выпускников школы

    Образование и формы обучения

    Форма обучения - очная.

    Программа развития

    В своем развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:  обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка;  патриотизм;  жизнь в согласии с собой и окружающими людьми;  семья, здоровье, образование и труд, как основа жизнедеятельности. Деятельность школы уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем на таких ценностях, как:  доверие и уважение друг к другу обучающихся, педагогов, родителей;  психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса;  самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;  свобода творчества обучающихся и учителей;  сотрудничество педагогического коллектива;  преемственность обучения. Данные ценности определяют цели развития школы:  обеспечение прав и свобод личности;  создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной позитивно воздействовать на мир, жить в гармонии с миром и с самим собой;  своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;  опора на особенности и склонности ребёнка с целью их дальнейшего развития;  усиление внимания, как к одаренным, так и к неуспевающим обучающимся;  снижение перегрузки обучающихся и распределение учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и задатками;  разработка карты индивидуального развития учителей;  создание постоянно действующей системы информирования педагогов о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях;  развитие сотрудничества школы, семьи и общественности в вопросах воспитания и образования детей. В соответствии с этим образовательная программа школы – это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума. Эти принципы лежат в основе построения программы, сориентированной на личность ребёнка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, обучающихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика. Воспринимая ребёнка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, с другой – предупредить развитие негативного в личности каждого школьника. Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы, и основные направления деятельности по ее реализации.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie